Критерии оценки безопасности полетов при попадании летательных аппаратов в неблагоприятные условия

В полеге экипаж может встретиться с проявлением таких внеш­них условий, в результате воздействия которых создается повышен­ная угроза безопасности полета. Подобные условия относятся к неблагоприятным. Они создают «особые случаи полета». К их чис­лу относят метеорологические явления, массовые пролеты птиц, попадание в спутный след пролетевшего летательного аппарата и др.

К опасным метеорологическим явлениям относятся: гроза, куче­во-дождевая облачность, шквал, смерч, град, ледяной дождь, голо­лед, туман, пыльная буря, осадки, метель и густая дымка, турбу­лентность атмосферы условия обледенения, облачность с высотой нижней кромки менее установленной минимумом погоды, боковой ветер у земли со скоростью относительно оси ВПП, превышающей ограничение, установленное руководством по летной эксплуатации летательного аппарата данного типа, и др.

Действия перечисленных условий сводятся или к изменению сил и моментов, действующих на летательный аппарат, в результа­те чего параметры его полета отклоняются от заданных, или к та­кому ухудшению видимости, в результате которого затрудняются действия экипажа.

При этом некоторые неблагоприятные условия нельзя достовер­но и своевременно предсказать или обнаружить.

Столкновения летатетьных аппаратов с птицами приводят к повреждению обшивки н силового набора фюзеляжа, передних кро­мок крыла, воздухозаборников силовых установок и хвостового оперения, разрушению остекления кабин н ранению членов экипа­жа, отказу двигателей и агрегатов систем.

Анализ статистических данных о летных происшествиях пока­кает, что неблагоприятные атмосферные условия оказывают рачительное влияние иа безопасность патета Поэтомч следует Поизводить оценку уровня безопасности полета и по причине попа паипя летательных аппаратов в неблагоприятные условия ^ Модель н методика оценки вероятностей для этих условий ПО. ТЄ ta аналогична двум рассмотренным выше случаям По аналогии рсроятиость Pwyh завершения полета без происшествия при попа давші летательного аппарата в неблагоприятные условия i-ro т„па равна

Гре Pi- — вероятность того, что летательный аппарат не попадает в неблагоприятные условия, а если и попадает, то последствия,

угрожающие безопасности полета, не наступают, Pft (~~71—

условная вероятность того, что указанные последствия париро­вания пилотом и летное происшествие предотвращено.

В зависимости от конкретных неблагоприятных условий по­следствия могут быть различными Так, при полете в атмосферной турбулентности иа больших высотах последствием может быть .сваливание самолета на крыло. Преодоление летчиком этих послед­ствий сводится к выводу самолета в горизонтальный полет Ввиду того что случаи попадания летательного аппарата в неблагоприят ные условия являются событиями независимыми, то оценка вероят­ности завершения полета без происшествия для возможных q со­бытий производится по формуле

ЛиУМ=П (—)]■

Из рассмотренных моделей оценки вероятностей безопасности полета следует, что полет будет безопасен тогда, когда летное про­исшествие не происходит ни по одной из группы рассмотренных причин Правомерность применения при этом вероятностных мето дов для оценки безопасности полетов требует особого пояснения Так, из определения летиого происшествия как события етхчай його не следует делать выводы ни о его беспричинности, ни о его фатальной неизбежности Летное происшествие всегда вызывается определенными причинами. Случайность события — летного пропс шествия обусловлена случайностью появления причин, его вызы дающих. Если такие причины проявляются, то летное происшествие произойдет с большей, вероятностью, и наоборот, если будет устра­нена возможность появлення этих причин, то вероятность появле­ния тетного происшествия будет пренебрежимо мата

Ценность вероятностных методов состоит в том что они лозво ляют более глубоко разобраться в конкретных ситуациях и выя­вить отказы и условия, наиболее интенсивно снижающие уровень

безопасности полета. Это дает возможность разрабатывать обосно. ванные требования к надежности отдельных систем в зависимости от воздействия их отказов на безопасность полетов с учетом вероят­ности парирования последствий отказа пилотом.